Как руководить разработчиками мобильных приложений

Сергей Могучев: «Чтобы удержать ведущего программиста, недостаточно просто хорошо платить» или «Как руководить разработчиками мобильных приложений»

Самая бурно развивающаяся область в ИТ-индустрии на сегодняшний день – разработка программ для смартфонов. Современный мир все больше нуждается в мобильных приложениях. И если еще несколько лет назад речь шла о развлекательном контенте, играх и соцсетях, то сегодня многие компании пользуются индивидуально разработанными проектами, помогающими упростить работу сотрудников и облегчить контроль ее выполнения. Бизнес-коммуникации сегодня немыслимы без применения современных решений, позволяющих совмещать в одном приложении звонки, переписку, видео-конференции и обмен файлами.

Кто и как разрабатывает мобильные приложения, и в чем особенности руководства в сфере мобильной разработки сегодня поделится с нами Сергей Николаевич Могучев, основатель и управляющий партнер компании AnixLLC.

Кто входит в команду разработчиков?

Основной рабочей силой в проекте являются программист, дизайнер и аналитик. Если речь идет об игровом проекте, то к ним присоединяется геймдиз (прим. – гейм-дизайнер) и маркетолог. В отличие от масштабных десктопных проектов, мобильные приложения имеют более короткие сроки разработки и существования в целом. Здесь грамотный маркетинг так же важен, как и кодирование. Проект либо заходит на рынок, либо закрывается. Поэтому роль дизайнера и маркетолога в мобильной разработке не стоит преуменьшать.

Какие сложности существуют при работе с командой?

Во-первых, мобильная разработка, как и всякая другая, это деятельность, требующая значительных интеллектуальных усилий. Использование высоких уровней абстракции, а также узких технических знаний здесь – ежедневная норма. Поэтому проблемы эффективности коммуникации внутри команды являются весьма распространенными. Давно ушли в прошлое те времена, когда можно было написать спецификацию на 20 или 200 страниц, раздать программистам и через месяц или год получить рабочий продукт. Мобильная разработка изначально требует гибкости, постоянного анализа и доработки требований. И эти требования должны однозначно пониматься всеми членами команды. Если проект создается на рынок – ведется глубокий анализ действий целевой аудитории, если на заказ – требования непрерывно уточняются в ходе переговоров с заказчиком.

Другая проблема, сопряженная с все той же сложностью умственной работы – потребность постоянного стимулирования сотрудников с использованием современных психологических методик. Давно доказано, что одной только высокой зарплатой невозможно мотивировать к интеллектуальной и творческой деятельности. Вспомните хотя бы известную книгу «Как пасти котов» Рейнвотера. Всегда будут такие подводные камни как прокрастинация программистов или отсутствие вдохновения у геймдиза. Постоянное изменение требований к проекту тоже осложняет работу.

Самая, пожалуй, неприятная проблема – это текучка кадров. Профессиональные разработчики – очень востребованный товар на рынке труда. У них практически всегда есть интересные предложения в других местах. Поэтому задача руководителя – сделать так, чтобы у профессионала всегда были причины остаться, хотя бы до завершения работы над уже начатым проектом. И, повторюсь, помимо конкурентоспособной оплаты, необходимо, чтобы задачи были интересными, а атмосфера – комфортной.

Есть примеры, когда человек уходит не за деньги, а за интерес, перспективу и профессиональный рост, который светит ему на новом месте. Заменить ведущего разработчика в уже начатом проекте – очень тяжелая задача. В таких случаях, фактически, максимальной информацией о проекте обладают рядовые разработчики (если они есть). Человек, пришедший со стороны, первые несколько месяцев будет вынужден внимательно слушать их, а не наоборот. Если проект разрабатывал 1 программист, не ведя адекватной документации, как это обычно бывает, то замена практически невозможна.

Сергей Николаевич, какие решения этих проблем существуют на сегодня?

Компания Anix старается работать с использованием гибких методологий разработки семейства Agile, которые позволяют поддерживать мотивацию и психологический комфорт сотрудников. Работа короткими «спринтами», регулярные «митинги» и максимально понятная постановканебольших задач позволяют концентрироваться на текущей деятельности, что в итоге делает работу эффективной.

Коммуникация внутри команды, регламентированная не сложными правилами гибкой разработки, также становится более результативной.
Для того, чтобы удерживать ценные кадры в компании, необходимо не только хорошо платить им, но и стараться показать перспективу роста именно в этой компании. Нужно понимать, чего именно ожидает сотрудник от своей профессиональной деятельности через полгода, год, 3 года. Если перспективы у сотрудника есть, не стоит делать из них тайну за семью печатями. Ведь если человек находится в пассивном поиске более интересной работы, он ее рано или поздно найдет, а точнее, его найдут. При наличии реальной перспективы на текущем месте, решение о смене работы принимать гораздо сложнее, ведь есть масса нюансов, связанных с новыми знакомствами, новым руководством, технологиями и т.д. Человеку комфортнее развиваться в стабильной команде, если только скорость развития его устраивает.

Как масштабируется команда при увеличении количества людей в компании?

Обычно команда конкретного проекта значительно не увеличивается. Правило, упомянутое Бруксом в «Мифическом человеко-месяце» до сих пор не потеряло своей актуальности: нельзя просто набрать еще 10 программистов к двум имеющимся, чтобы ускорить работу над проектом. Результат будет обратным. Подключение новых людей к проекту ведется индивидуально, и требует вложений времени от всей команды. Чаще всего, компания открывает новые проекты, собирая новые команды. Кто-то из сотрудников может параллельно участвовать в нескольких проектах, кто-то – концентрироваться на одном. Ошибкой руководителя является ситуация, когда проект фактически держится на одном человеке, без которого невозможно будет продолжать работу над ним. Чтобы минимизировать такой риск, нужно изначально задумываться о взаимозаменяемости сотрудников на проектах, хотя бы частичной и прилагать усилия в этом направлении.

Сергей Николаевич, что требуется от руководителя команды мобильной разработки?

В первую очередь, руководитель должен сам быть экспертом и детально разбираться в тонкостях деятельности своих сотрудников. Хотя бы в программировании. Понимание психологических нюансов, присущих именно разработчикам очень важно. Различные статьи и вэбинары на эту тему иногда стоит просматривать. Общаться с командой – очень важно. Как в групповом, так и в индивидуальном порядке. Нужно понимать, что происходит в коллективе, чтобы вовремя разрешать проблемные ситуации, уметь видеть их, даже если о них не говорят вслух. В идеале нужно поддерживать такой уровень доверия, чтобы все проблемы озвучивались, и стараться решать их в конструктивном ключе.

Экономия на кадрах не приведет компанию к прибыли. Инвестиции в интеллектуальную деятельность в мобильной разработке играют ключевую роль. Профессионалы стоят дорого, но и результаты их работы способны приносить компании прибыль. Нужно уметь распознать таких профессионалов, привлечь в свою компанию и сделать так,чтобы им не хотелось куда-то уходить. Нужно иметь в виду, что предложения от других компаний им регулярно будут поступать.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>