Мотивация и признаки компанизации в бизнесе

Мотивация и признаки компанизации в бизнесе

Волна компанизации прокатилась по Западной Европе, главным образом, в последние двадцать лет. На то были свои причины:

1. Дерегулирование, приватизация и конкуренция в государственном секторе привели к необходимости создания единиц с четкими бизнес-концепциями.

2. В группах компаний с хорошо диверсифицированным портфелем рациональное определение стоимости часто осуществляется лучше, когда высчитывается сумма стоимостей отдельных составных частей. Компанизация, таким образом, предназначена для тою, чтобы выяснить стоимость отдельных бизнес-единиц.

3. Во многих случаях к компанизации продукта или рынков сбыта приводили существовавшие системы вознаграждения и желание быть полным хозяином в какой-то конкретной области.

Конечно, легче продать или купить бизнес, если он функционирует как компания или, во всяком случае, имеет отчет о прибылях и убытках и, желательно, баланс.

Традиционные государственные предприятия часто компанизировались по всем этим трем причинам. Существует также множество примеров, котировавшихся па фондовой бирже компаний, оцененных ниже их стоимости, поскольку акционеры не имели представления об их подлинной стоимости. Обычно это называют инвестиционным дисконтом компании. Дисконт является отрицательной величиной и часто рассматривается как прямая оценка степени доверия к способности руководства создавать ценность бизнеса.

Несколько десятилетий назад, во времена подъема деловой активности, у менеджеров было желание создавать свои собственные империи со всеми атрибутами в виде должности, компенсации, престижа и статуса. Подобно тому, как приобретения, поглощения и слияния могут происходить по иррациональным причинам, к примеру, из-за амбициозного стремления к власти, компанизация также может произойти вследствие непостижимой мотивации. Поэтому абсолютно необходимо четко определить истинную структуру мотивации при создании компании.

Некоторыми из выявленных нами мотивов являются следующие:

1. Функциональное подразделение имеет большую долю (больше 50%) внешних поставок.
2. Подготовка к продаже части бизнеса.
3. Функция, которая в свое время была стратегически важной для бизнеса, стала банальной и неэффективной.
4. Основной бизнес связан с определенными ограничениями, которые можно обойти путем учреждения отдельной компании.
5. Существующая правовая структура данного окружения требует наличия компании с советом директоров и т. и.
6. Тактический шаг в заключении сделок с профсоюзами.
7. Некто хочет иметь на своей визитке должность «управляющий директор».
8. Желание большей степени независимости от принципалов.

Таким образом, для избежания проблем целесообразно определить мотивацию комианизации.
В связи с дерегулированием часто наблюдается ностальгическое желание обретения компанией независимости. Со стороны это видится как некая организационная нирвана, которая может создать новые возможности и привести к более или менее реалистическому видению для ее сторонников.

Как нередко бывает в менеджменте, компанизация может зайти слишком далеко, ухудшить ситуацию и иметь негативные последствия. Основной идеей является создание компаний вокруг бизнес-единиц, конкурирующих настолько эффективно, насколько это возможно, создавая ценность для потребителей, персонала и собственников. Однако там, где в последние двадцать лет происходило дерегулирование, компанизация достигла абсурда и ничего не сделала для своих заинтересованных сторон. Традиционная железнодорожная монополия, которая выросла органично и структурно, может пострадать при делении бизнеса на части. Факторы роста компании могут быть соразмерны ее монополистическому положению и должны быть подвергнуты изменениям, или они могут проявляться в увеличении эффективности при естественных слияниях, которые не всегда можно обнаружить.

Если (как в случае с железнодорожным гигантом) отдел технического обслуживания и ремонта оформляется в отдельную компанию, организация, имеющая репутацию стабильной, точной и надежной, может попросту развалиться. То же верно и в отношении имущества, важность которого растет благодаря самому процессу, т. е. стоимость которого полностью зависит от степени развития бизнеса. Реальная стоимость железнодорожной станции, которая должна продолжать функционировать, не может быть выше, чем стоимость той части бизнеса, в который вовлечена станция. И тогда компанизация этого типа собственности может быть не самой лучшей идеей. Если грузоперевозчики будут вынуждены интегрироваться с пассажироперевозчиками, и на это выделяются значительные ресурсы, то все-таки перед проведением комианизации бизнеса стоит тщательно изучить разные варианты.

Следует выяснять, насколько сильны мотивы для компанизации, и не может ли этот вопрос быть рассмотрен немного проще, например, путем изучения отчета о прибылях и убытках и баланса или через определение возможных степеней самостоятельности, системы вознаграждения менеджеров и т. д. Мотивы для компанизации нужно подвергнуть очень тщательному изучению.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>