Проблемы философии образования в современном социуме

Образование сегодня ставит перед собой новое задание – сформировать у ученика умение учиться, даже если он этого не хочет и нашел освобождающую от занятий справку. В школьном образовании сегодня доминируют такие тенденции, как ввод основного ядра знаний, своеобразного базового минимума, на котором выстраивается дальнейший комплекс знаний, умений, отношений, навыков, компетентностей; формирование целостного восприятия мира; обновление содержания традиционных дисциплин; ввод новых нормативных и специальных курсов. Содержание общественных и естественных наук (дисциплин) сегодня направлено, в первую очередь, на сохранение окружающей среды, формирование культуры мира, решение этнических и межконфессиональных конфликтов, поликультурности и толерантности, гуманистических ценностей, гражданских качеств человека, его демократического мировоззрения. Важным компонентом содержания образования в экономически развитых странах являются ценности, стиль и культура жизнедеятельности европейского общества, рынок труда в этом регионе.

Модернизация управления образованием предусматривает, в первую очередь, его децентрализацию, которая успешно реализуется в образовательных системах разных стран мира. В Европейском отчете о качестве школьного образования децентрализация образования определена как одна из пяти ключевых проблем будущего. Здесь отмечено, что смещение акцента в процессе принятия решений на уровень школы является важной политической стратегией, которая вызвана недостаточностью доверия к способности государства адекватно реагировать на потребности все более требовательного населения.

Важной и не достаточно исследованной составляющей общей философии образования XXI в. является проблема, связанная с такими глобальными процессами современной эпохи, как интеллектуальное перераспределение мира, что все более ощутимо отражается на жизни практически всех стран мира.

Не менее актуальным и проблемным является задание подготовки учеников и студентов к жизни в системе демократических отношений, которые постепенно утверждаются в области политических, шире – общественных отношений. Речь идет о формировании культуры демократического мышления и поведения, мироощущения человека, его повседневной практики, которая должна базироваться на демократических ценностях.

Какие изменения в этом отношении должны состояться в системе образования? На какой философии должны строиться учеба демократии и демократическое воспитание личности? Как обеспечить органический синтез национальных и общечеловеческих приоритетов? Можем ли мы предложить реалистичную и взвешенную методологию и методику, педагогические технологии и технику формирования демократических ценностей? К сожалению, невзирая на достаточно заметную теоретическую и экспериментальную (практически-педагогическую) подвижку последних лет, о полном, системном, целостном и сам

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>