Соичиро Хонда – история успеха знаменитого бизнесмена

soi1a-290x290 Соичиро Хонда - история успеха знаменитого бизнесменаСоичиро Хонда - история успеха знаменитого бизнесмена

В 1928 году он получил первое в своей жизни авторское свидетельство-патент на изобретение металлических спиц для применения в автомобильном колесе. До этого спицы для колес изготавливались из дерева. (В наши дни, уважаемый читатель, замена деревянных спиц на металлические в конструкции автомобильного колеса вызывает невольную улыбку. Но в те далекие годы это был «шаг вперед» в автомобилестроении.)

Но гонки и большая скорость продолжали привлекать и завораживать его. Соичиро вносил усовершенствования в создаваемые им модели спортивных автомобилей. Но однажды, в 1936 году, на гонках в пригороде Токио Хонда попал в аварию — его левая рука и плечо в нескольких местах были переломаны, а лицо разбито. В довершение всех бед он получил еще и сотрясение мозга. К его величайшему сожалению, с карьерой автогонщика было покончено.

Истратив на приобретение станков все накопленные за долгие годы работы сбережения и начав производить поршневые кольца, он однажды с ужасом обнаружил, что выпускаемые им изделия, по существу, являются бесполезными металлическими кружочками, ибо они были настолько хрупкими, что не выдерживали и дня в эксплуатации. Как ни старался начинающий промышленник улучшить их эксплутационные качества, все было бесполезно, ибо изготавливаемая на его предприятии продукция не выдерживала рабочих нагрузок. Он был в тупике. Ну что ему оставалось делать? Пришлось отправиться в ближайший технологический институт с просьбой проконсультировать его. Профессор Т. Тасиро, известный в то время в Японии специалист в области промышленного литья и сплавов, только услышав вопрос смущенного Хонды, сразу сказал, что ему необходимо при литье поршневых колец делать кремниевые добавки.

Начав, наконец изготавливать поршневые кольца необходимого для автомобилестроения качества, дела «Токай Сейки» пошли лучше. Так, например, его предприятие в период с 1938 по 1945 год обеспечивало почти наполовину потребности в них автомобилестроительной корпорации «Тойота». Однако бомбардировки американской авиации в 1945 году разрушили завод Хонды, что на фоне сокрушительного поражения Японии во Второй мировой войне означало, что для японской экономики начался длительный период кризиса и промышленного застоя.

Будущий владелец одной из самых крупных автомобилестроительных фирм Японии в этих условиях понял, что восстанавливать предприятие было экономически нецелесообразно, и продал уцелевшие станки, приборы, инструменты и сырье «Тойоте» почти за 1 млн. долларов (в ценах сегодняшнего дня).

Ну что ему оставалось делать в условиях послевоенной нищеты и разрухи! Он купил цистерну спирта и целый год, изготавливая из «огненной воды» самодельные спиртные напитки, пьянствовал вместе с многочисленными друзьями. И как только он не получил цирроз печени и не превратился в опустившегося алкоголика!

Энергичный японец не остановился на достигнутом и приступил к производству мотоциклов, которые кроме его предприятия выпускали только в Японии более 50 фирм, не говоря уже об итальянских конкурентах. В 1950 году Хонда вышел на рынок с новой моделью мотоцикла, дав ему яркое и запоминающееся название — «Мечта». Эта модель была оснащена двухтактным двигателем объемом в 98 куб. см.

Новый мотоцикл выглядел очень импозантно, был прост в управлении и эксплуатации. Новинка сразу очень понравилась потребителям и имела большой коммерческий успех. Только в период с 1952 по 1954 год Соичиро Хонда построил в Японии три завода по выпуску мотоциклов, которые были оснащены новейшим оборудованием. В 1955 году «Хонда мотор компани» стала ведущим производителем мотоциклов в Японии, а в 1959 году крупнейшей фирмой в мире, оставив далеко позади себя итальянских конкурентов и даже американскую «Харлей-Дэвидсон». Кстати, успеху мотоциклов, произведенных «Хонда мотор компани», способствовала рекламная кампания, проходившая под ярким лозунгом: «Лучшие люди ездят на мотоциклах Хонда».

Изменение статуса компании на национальном и зарубежном рынках, то есть превращение фирмы из одного из известных производителей мотоциклов в признанного мирового лидера, обусловило необходимость сформулировать приоритеты развития и принципы внутренней политики корпорации.

В 1956 году С. Хонда изложил «Принципы компании», которые вот уже почти пятьдесят лет, лежат в основе управления фирмой. Вот они:

— продавать в каждой стране ту продукцию, которая в ней пользуется спросом,

— стремиться интернационализировать производство,

— производить продукцию там, где ее сбываешь,

— создавать новые товарные,

— решать возникающие проблемы, в том числе технические, даже если существует общепринятое мнение о невозможности их решения,

— поощрять личные инициативы сотрудников фирмы.

Став первым на мировом рынке мотоциклов, Соичиро Хонда, казалось бы, мог ничем больше кроме их выпуска не заниматься. Но давняя мечта производить автомобиль не давала ему покоя. И поэтому, когда «Хонда мотор компани» стала мировым лидером по выпуску мотоциклов (более 50 процентов их производства в мире), он поставил перед своими коллегами задачу выхода на мировой автомобильный рынок.

Хонда очень рисковал, ибо многие предприниматели, которые пытались производить автомобили, обанкротились. И он был прав. В наши дни мало кто вспомнит даже названия когда-то амбициозных, а потом потерпевших крах автомобилестроительных фирм, таких, как «Виллис» или «Паккард», «Кайзер» или «Такер». Только абсолютно уверенный в коммерческом успехе своего начинания человек мог решиться производить автомобили в условиях существовавшей жесточайшей конкуренции не только на японском, но и на мировом товарных рынках.

В 1962 году «Хонда мотор компани» выпустила грузовой фургон. Затем Соичиро Хонда настоял на производстве двухместного спортивного автомобиля. Обе модели имели коммерческий успех, что способствовало принятию решения о начале производства четырехместных малолитражных автомобилей. Именно в те годы была разработана уникальная модель легкового автомобиля «Хонда Сивик», которая единственная в мире была оснащена экологическим двигателем с низким уровнем загрязнения атмосферы — (ССVС). В начале 70-х годов производство этой машины стало мировой сенсацией.

Иностранные конкуренты тоже выпустили на рынок автомобили, имеющие нетоксичный выхлоп, но ни американские, ни европейские производители не могли создать экологический двигатель, даже похожий на тот, которым была оснащена «Хонда Сивик». Они вышли из положения, устанавливая на свои модели дорогостоящий каталитический конвертор, в котором использовалась платина. Более того, «Хонда Сивик» отличалась малым потреблением горючего, что во время энергетического кризиса начала 70-х годов способствовало резкому увеличению объемов продаж этой машины на мировом рынке.

В то время когда в условиях энергетического кризиса крупнейшие автомобилестроительные фирмы Японии «Тойота» и «Ниссан» снизили производство, подняв при этом отпускные цены, Соичиро Хонда принял решение его увеличить и резко опустил цены на свою продукцию. Этот маркетинговый ход позволил «Хонда мотор компани» повысить объем продаж почти в два раза, сохранив при этом производство рентабельным. Благодаря этой сбытовой политике, уже к концу 70-х годов фирма, созданная С. Хондой, прочно заняла третье место вслед за «Тойотой» и «Ниссан» в японской автомобильной промышленности.

Дальнейшему коммерческому процветанию фирмы способствовал выпуск модели «Хонда Аккорд», которая в конце 80-х — начале 90-х годов была самым раскупаемым легковым автомобилем с США. Кстати, она производилась на заводе, построенном в 70-е годы в США в г. Мерисвилл (штат Огайо).

Но сам создатель «Хонда мотор компани» — Соичиро Хонда, отпраздновав двадцатипятилетний юбилей основания фирмы, не стал дожидаться, пока наступившая старость сделает его руководство корпорацией неэффективным, и в октябре 1973 года с должности президента ушел на пенсию.

Однако вплоть до своей смерти 5 августа 1991 года он продолжал испытывать новые модели мотоциклов и автомобилей, всегда делая при этом рекомендации по улучшению технических и эксплуатационных характеристик опробованных им образцов.

Будучи на пенсии, основатель «Хонда мотор компани» создал два фонда, один из которых занимался исследованиями воздействия современной техники и технологий на окружающую среду, а другой, по замыслу С. Хонды, должен был изучать проблемы безопасности дорожного движения во всем мире.

Чем же Соичиро Хонда отличался от других руководителей автомобилестроительных корпораций?

Для многих инженеров, техников и технологов С. Хонда олицетворял собой редчайший тип промышленника и изобретателя в одном лице, который всегда был новатором, умевшим доказать и настоять на правильности выбранного им пути развития фирмы. Он часто предлагал столь ясные и простые пути решения сложнейших технических проблем, что многие его инженеры и конструкторы недоумевали, почему они сами до этого не додумались, ведь предложенное Хондой решение было очевидно до элементарности.

Вместе с тем было бы неверным полагать, что Соичиро Хонда был гением, который мгновенно предлагал новые конструкционные решения сложных технических проблем.

Однажды, в 1974 году, уже будучи на пенсии, во время церемонии присвоения ему в одном из американских университетов почетной докторской степени, основатель «Хонда мотор компани» сформулировал методологию своего успеха в бизнесе.

Соичиро Хонда сказал, что успех может быть достигнут только через постоянные неудачи, которые необходимо анализировать. Он отметил, что успех — это только лишь один процент работы, а остальные девяносто девять процентов — это неудачи.

Сам Хонда никогда не тушевался, если сталкивался с трудностями, которые и ему, на первых порах, и окружающим его сотрудникам казались непреодолимыми. Напротив, возникновение сложных проблем мобилизовывало все его знания, опыт, аналитические способности и нацеливало их на скорейшее и наиболее оптимальное решение имеющихся трудностей.

Автомобильный магнат не любил традиционные подходы где бы то ни было, вызывая даже ярость не только у своих конкурентов, но и у госслужащих. Иногда он даже не принимал на работу высокообразованных инженеров, если чувствовал, что они мыслят устоявшимися стереотипами и не способны предложить новое творческое решение.

Хонда никогда не боялся конкуренции, и когда кто-либо из конкурентов бросал ему вызов, то он достойно принимал его и всегда одерживал победу. Например, в конце 50-х годов, когда как лично он, так и его ближайшие сотрудники были заняты подготовкой производства грузовой модели автомобиля, его конкурент «Ямаха» стала снижать отпускные цены на свои мотоциклы, причем выпустила на рынок несколько новых моделей. Как же отреагировал Соичиро Хонда? Он стал в течение года еженедельно выпускать новые модели мотоциклов и продавать их по ценам ниже, чем «Ямаха». Естественно, что «Ямаха» не смогла выдержать подобной гонки и отказалась от своих претензий отобрать часть мотоциклетного рынка у «Хонда мотор компани».

Подобное упорство, терпение, целеустремленность были доминирующими качествами в характере С. Хонды. Именно благодаря им организованная Хондой фирма стала самым крупным промышленным предприятием, созданным в Японии после окончания Второй мировой войны.

Он никогда не бросал начатое дело, а доводил его до получения желаемого им конечного результата. Кстати, в экономической литературе, посвященной вопросам организации и управления промышленными предприятиями, существует даже термин «путь Хонды», который является, в принципе, совокупным и обобщенным синонимом таких понятий, как новаторство, нетрадиционность и упорство в достижении поставленной цели.

И в наши дни, как и при жизни основателя фирмы, продукция «Хонда мотор компани» — автомобили, мотоциклы, четырехколесные вездеходы, двигатели являются надежной и простой в эксплуатации техникой.

Так, корпорация выпускает двигатели столь высокого качества, что ими оснащаются болиды многих команд, участвующих в гонках «Формула 1». Например, в 1998 году команда «МакЛарен» выиграла из шестнадцати гонок чемпионата пятнадцать соревнований, только благодаря отличным ходовым качествам моторов фирмы, созданной Соичиро Хондой.

С уверенностью можно утверждать, что так же, как и Генри Форд был гениальным автомобилестроителем в первой половине ХХ века, так и Соичиро Хонда вошел в историю мировой автомобильной промышленности послевоенного периода как гений технической и конструкторской мысли. В нем в едином лице соединились редчайшие человеческие качества — желание работать и природная одаренность, редкое терпение и упорство в работе.

Соичиро Хонда для многих поколений молодых людей во всем мире стал примером человека, который своим ежедневным трудом в течение всей своей жизни добился успеха в той




Самые интересные статьи по теме :





Самые интересные статьи по теме :



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *