Ориентация на процесс в бизнесе
Ориентация на процесс в бизнесе
Многие организации предпочитают ориентироваться на процесс. Это означает иметь целью конечного потребителя и избегать неоптимальных решений и непонимания между структурными единицами. Результатом становится создание организации с матричной структурой управления, в которой сотрудники объединяются в группы согласно своей компетенции, видам производимой продукции и т.д., а бизнес-процессы насквозь пронизывают эти области. Принцип формирования типичной матричной организационной структуры, ориентированной на процесс, проиллюстрирован на схеме.
Данная структура характерна для компании, корпоративная миссия которой заключается в разработке» оценке стоимости и интеграции продукта для потребителя. Три функции являются, таким образом, тремя основными процессами с точки зрения потребителя. Кроме того, в организации выделены три основные области компетенции: разработка, дизайн и испытание продукции.
В организациях, функционирующих по принципу ориентации па процесс, ключевым моментом является концентрация внимания на конечном потребителе с целью производства продукции, максимально отвечающей его требованиям.
Основная задача в этом случае – максимально эффективное распределение ресурсов по трем выделенным областям (то есть получение на выходе результата, который бы полностью удовлетворял потребителя). В крупных компаниях довольно часто складывается ситуация, когда основной процесс не просто пронизывает три основные области компетенции, но и захватывает определенные географические регионы. Главным в этом случае становится вопрос о том, как максимально эффективно использовать накопленные в разных странах знания» чтобы обеспечить поставки на глобальном уровне.
Не вызывает сомнения тот факт, что в организациях всегда протекают процессы, независимо от того, являются они ярко выраженными или нет. Жизненно важной задачей для большинства компаний должно являться согласованное функционирование элементов организационно-производственной структуры в процессе производства конечного продукта и его доставки потребителю.
Когда руководители организации ясно и четко направляют внутренние процессы, ее структура заметно упрощается и становится понятной как для персонала, так и дли внешних потребителей. Отчетливо выраженные процессы, протекающие внутри организации, способствуют постепенному (Кайдзен) или резкому (реинжиниринг бизнес-процессов) развитию ее внутренней структуры. Кроме того» в этом случае н происходящих процессах легче заметить узкие места и проследить издержки.
В организациях с матричной структурой управления существует, однако, ряд недостатков:
1. Недостаточно четкое распределение полномочий между руководителями отделов. Что, если начальники отдела интеграции и отдела дизайна расходятся во мнениях по вопросу принятия какого-либо управленческого решения? За кем должно быть последнее слово?
2. Неопределенность в вопросе ответственности за результат. На ком лежит окончательная ответственность: на начальниках отделов, линейных менеджерах или на всех одновременно? Последний вариант довольно распространен в организациях с матричной структурой управления, и он может обострить проблему, описанную в пункте один.
3. В организациях с матричной структурой управления, как правило, имеют место серьезные издержки на содержание аппарата управления, так как велико количество менеджеров разного уровня.
4. Довольно запутанная структура управления может стать причиной того, что организация уйдет от ориентации на конечного потребителя, погрязнув в решении внутренних проблем и противоречит!.
Чтобы закончить с анализом организаций, ориентированных на процесс, рассмотрим простую учебную модель, предложенную Эвертом Гуммессоном, профессором бизнеса и экономики Стокгольмского университета
Ориентация на процесс
Из иллюстрации видно, что в линейных организациях основой является структура, а процессы ее обеспечивают. В матричных организациях в основе лежит процесс, а структура лишь способствует его надлежащему функционированию.
Самые интересные статьи по теме :
Самые интересные статьи по теме :
Добавить комментарий